Стандартное начало
Заказчик нашёл хорошего дизайнера, договорился с ним о работе. Работа начинается с того, что дизайнер с удовольствием получает предоплату и согласовывает (составляет, утверждает) техническое задание на дизайн с учётом всех пожеланий заказчика, услышанных до этого. Наступает dead line. В назначенный час в почтовом клиенте дизайнера появляется: «Сообщение отправлено». Через некоторое время раздаётся долгожданный звонок...
Стандартное окончание
— Что вы мне прислали? Это называется дизайн?!
Нет. К счастью, в большинстве случаев, реакция клиента на наше творчество не такая, но долгие изнурительные правки, переделки, коррекции, существенно изменяющие вид дизайна, — обеспечены. Естественно, дизайнер недоволен правками и считает, что дизайн испорчен, работа насмарку. Далее он пишет во все инстанции о том, какой же плохой ему достался заказчик, и вообще все заказчики некомпетентны, и у них нет художественного вкуса, и с ними невозможно работать.
Что делать? Кого судить?
Много было прений на эту тему. Винили всё и вся, включая погоду и осеннюю депрессию. Но виноват в этом в ряде случаев всё равно дизайнер. Можно сколь угодно долго защищать его, упорно говорить о «неправильных» заказчиках, НО…
Каждый проект создаётся не случайно. Не потому, что директору вдруг ранним утром пришло видение, и он побежал на поиски того, кто поможет ему создать сайт. Любой заказчик в первую очередь заинтересован своими целями создания сайта. (см. первую статью). И если дизайнер не сумел понять его цели или добавил туда своих целей, то вина в этом только его. Т.е. проблема возникает тогда, когда появляется искажение первоначальных целей разработки дизайна, преследуемых заказчиком.
В некоторых случаях неточность передачи целей происходит из–за большого количества промежуточных звеньев (арт-директоров, менеджеров), которые по-своему трактуют исходный материал.
Но в целом это происходит из-за большой любви дизайнеров к своей работе. У каждого хорошего дизайнера есть своё портфолио, которое он показывает потенциальным работодателям и с помощью которого получает новые заказы. И второе, после денег (а, может быть, и первое), в чём он заинтересован — это чтобы работа украшала его портфолио. Дизайнер заботится о зрелищности работы, о том, как сделать «на уровне», «нестандартно», «в свежем стиле», «разнообразно» и т. д. В результате от этого дизайн зачастую очень сильно разнится с начальным идеальным видом. И выполняет совсем не те задачи, которые ставились изначально.
Хорошему дизайнеру зачастую гораздо более интересно экспериментировать со стилями, наводить художественный беспорядок в чреве сайта, нежели делать просто банальный, нужный заказчику продукт. В этом винить его нельзя, ровно, как и любого представителя творческой профессии.
Поначалу кажется, что экспериментирование — это нормальный творческий процесс, и он не имеет серьезных последствий. Но основная проблема в том, что дизайнер некомпетентен в области работы заказчика. Он не может определить, какой нюанс поможет заказчику в достижении своих целей, а какой, наоборот, навредит. Он понятия не имеет, что лёгкое изменение стиля, придание ему оттенка светлого детства, тёплых эмоций может, например, сильно подорвать репутацию солидного банка.
К примеру, один мой знакомый веб-дизайнер получил крупный заказ. Заводу алкогольной продукции нужен был серьёзный, адекватный дизайн. Он должен был отражать не столько продукцию, сколько всю серьёзность и солидность завода, так как одной из целей создания сайта было привлечение инвесторов. Естественно, что рисовать сайт завода предельно скучно, и понятно, что дизайнер решил разнообразить визуал, добавить «изюминку». Он поэкспериментировал с продукцией и нашёл интересные фотографии оригинальных бутылок. Далее он просто оформил этими бутылками дизайн, и получилось очень интересное цветовое и графическое решение. Через некоторое время пришёл ответ от клиента:
«Добрый день, уважаемый ----------. Дизайн неплох. Уберите бутылки, и будем показывать руководству».
И как в этой ситуации быть дизайнеру? Можно, конечно, рисовать всё по общепринятым шаблонам, делать акцент на «удобно» и «понятно». Но далеко не всегда это наилучшее решение. Или же можно рисковать своей прибылью, прибылью заказчика и фантазировать, делая замысловатые «па» пером на холсте будущего сайта.
Я считаю, что наилучший метод таков: для того, чтобы новый дизайн не «свалился» заказчику, как снег на голову, нужно предварительно утверждать все «дизайнерские изюминки» и наглядно приводить примеры. Т. е. заранее оповестить владельца банка о том, что «я хочу добавить в дизайн больше солнечного детства». Он, как правило, отлично разбирается в имидже банка и может подсказать, что навредит ему, а что поможет.
Конечно, промежуточные зарисовки, которые не поймёт никто, кроме дизайнера, показывать всё же не стоит, но на уровне идей сообщать заказчику нужно. Утверждать промежуточные идеи.
В общем, устраивайте заказчику как можно меньше сюрпризов. Мне, например, тоже было бы не очень приятно, если после обморока в зубном кабинете я обнаружил бы пломбу цвета вишнёвого перламутра и с надписью «Designed by Vova». ^-^