Тенденции возникновения и развития стилей в веб-дизайне
Прислано admin на Декабря 20 2006 16:54:24

Постановка проблемы

Увеличение интереса к технологиям интернет, их быстрое развитие, распространение, выход на определенный качественный уровень в визуализации информации, способствуют значительному притоку профессиональных дизайнеров в эту все еще новую область графического дизайна. Накопленный опыт и уникальная возможность доступа к наследию веб-дизайна позволяет сегодня увидеть веб-сайты, по своим графическим и эстетическим особенностям относящиеся к различным направлениям в графическом дизайне. Рассматриваемый нами период очерчен временным промежутком с момента возникновения сети интернет по настоящее время, позволяет увидеть определенные тенденции в оформлении веб-информации. В то же время универсализация и приспособление к утилитарным нуждам интернета ставят перед дизайнерами-графиками задачи соотношения технологичности и эстетики в разработке веб-сайтов. Проблемы адаптации и взаимодействия интернета с альтернативными информационными источниками, поиск визуального единства с другими объектами графического дизайна поднимают вопрос определения стиля в веб-дизайне, решение которого ложится на дизайнеров-практиков и искусствоведов.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема стиля в веб-дизайне еще недостаточно исследована теоретиками дизайна. Непосредственное отношение к этой теме имеет книга Клонингера К. "Свежие стили Web-дизайна. Как сделать из вашего сайта "конфетку". И хотя работа сужена рассмотрением концепции авторских стилей в сети интернет, она интересна тем, что поднимает проблему стилевой неоднородности в веб-дизайне, а также проблематичности четкого определения стилей. В контексте данной проблемы несомненный интерес представляет работа Серова С. "Стиль в графическом дизайне. 1960-1980-е годы". Несмотря на то, что рамки исследования охватывают период 60 - 80-х годов прошлого века, в ней четко обозначены тенденции стилевого развития графического дизайна в целом. С определенной долей вероятности мы можем применить этот материал и в рассмотрении стилевых тенденций в веб-дизайне. Одними из последних исследований стилей в графическом дизайне являются публикация Сбитневой Н. "Графический дизайн постсоветского пространства 1990-х годов" и кандидатская работа автора настоящего исследования "Веб-сайт как объект графического дизайна". Учитывая небольшое количество исследований можно заключить, что проблема стиля в веб-дизайне пока остается вне поля зрения искусствоведения.

Цель статьи - рассмотреть основные тенденции в возникновении и развитии стилей в веб-дизайне.

Результаты исследования


Проблематичность выявления стилей в веб-дизайне обусловлена факторами, находящимися как в поле зрения искусствоведе-ния, так и заложенными в самой специфики дизайна в интернет. Появление воз-можности оформления электронных текстовых страниц, доступных значительно-му количеству пользователей сети интернет обусловлено, прежде всего, развити-ем технологии ретрансляции данных и усовершенствованием программных воз-можностей передачи и приема (отображения) информации. Тот небольшой пери-од (с точки зрения теории искусствоведения), прошедший с момента появления возможностей форматирования текста и внедрения изображений в интернет-страницы, вплоть до создания интерактивно-насыщенных веб-сайтов, ограничен промежутком с 1991 года по настоящее время, что делает затруднительным четкое определение сложившихся в нем стилей. Кроме того, интернет, появившийся как способ обмена данными среди ученых, достаточно быстро стал массовым каналом коммуникации, где каждый мог использовать возможности оформления веб-страниц, претендуя на роль дизайнера. В условиях перехода от "постиндустриального общества" к обществу "информационному" глобальная компьютеризация качественно повысила роль таких особенностей мышления дизайнера, как воображение и уровень интуитивности при моделировании результата проектных и практических действий. В конечном счете, компьютеризация способствовала и социальному нивелированию профессии дизайнера, сделав ее "видимо доступной" для всех желающих работать в сфере дизайна.

Появление нового вида графического дизайна - веб-дизайна проходит в сложном процессе адаптации существующих возможностей визуализации информации с классическим наследием оформления книги. Их адаптация к существующим и развивающимся возможностям коммуникации идет по пути поиска индивидуального способа визуализации и подачи информации. Соответственно, одной из основных задач, стоящих перед веб-дизайном, является формирование собственного метаязыка подачи информации. В этом техногенном информационном пространстве формирующийся вид графического дизайна во многом зависит от стоящих перед разработчиками интернет утилитарных задач передачи электронных данных. Однако здесь находиться одна из движущих сил графического дизайна, находящегося в авангарде проектной культуры. Предъявляемые к нему требования острого чувства времени, способности отображать день сегодняшний и заглядывать в завтрашний, предопределяют его быструю реакцию на появление новых технологических возможностей. Таким образом, принимая во внимание то, что веб-дизайн является одним из видов графического дизайна, можно предположить, что появление и развитие в графическом дизайне определенных стилей, безусловно, будет влиять на веб-дизайн и на создаваемые в нем веб-сайты. Однако и в самом веб-дизайне могут зарождаться стили, которые в дальнейшем окажут влияние на весь графический дизайн в целом.

Искусствоведческая проблема идентификации стиля в веб-дизайне заключается как в узости временных рамок самого явления, недостаточных для того, чтобы проследить появление и распространение стилей, так и в сложности определения того, что же является стилем. "Проблема стиля одна из сложнейших проблем в истории искусства", и для определения стиля необходимы не только признаки его наличия, характеризуемые единством выразительных форм, наблюдаемых в некоем множестве произведений, кругом последователей, но и определенным временным промежутком, позволяющим идентифицировать и увидеть эту тенденцию извне с отдаленной от него исторической позиции. Соответственно очень сложно сделать это с позиции современников, каковыми мы являемся по отношению к веб-дизайну.

В определении стиля видится необходимым принять за точку отсчета тот факт, что стилем является художественно-пластическая однородность предметной среды, выделяемая в процессе восприятия, складывающаяся в ходе развития материала и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Характерным признаком стиля является его сравнительное постоянство. В то же время важным для дизайна является тесная связь стилевых проявлений с общественными и эстетическими нормами времени, а также целостный характер проявлений стиля. В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, выражает творческую платформу автора. В более узком значении этого слова для веб-сайта стиль - это система визуальных элементов, при-званная обеспечить целостность восприятия как веб-сайта в целом, так и отдельной его страницы.

Определенная универсальность стилей в графическом дизайне начала - середины ХХ века, их логика в возникновении и завершении, а также последовательность под воздействием различных социальных и эстетических потребностей человечества были безжалостно нарушены "новой" эпохой. Исчерпанность пред-шествующего эстетического опыта и возникновение новых ценностей и идеалов мощной волной воплотились в постмодернистических тенденциях графического дизайна. Распространение и развитие единого универсального стиля размывается в новых стилевых концепциях и авторских стилях, находящих определенный круг последователей. Стилистическое единство проявляется как в поисках общности региональных и творческих школ в целевом, функциональном единстве стиля, так и в формах стилистического единства, возникающего из единства условий жизни и инженерно-технологических процессов, характерных для глобализации. Эта проблема находит свое отображение и в веб-дизайне. В частности, среди веб-разработчиков разворачиваются дискуссии (весьма острые подчас) о том, нужно ли жестко определять и регламентировать стили, в которых создаются веб-сайты. Большая часть разработчиков вообще не может определить, что такое стиль в веб-дизайне и какие стили на данный момент существуют. Возникающее отсюда микширование различных стилистических и графических приемов сопровождает-ся изобретением названий этим квазистилям.

Таким образом, мы приходим к выводу, что сегодня не представляется возможным дать четкое определение стилей в веб-дизайне. Перечисление различных мнений о стилевых названиях только запутало бы подобную классификацию. В диссертационной работе "Веб-сайт как объект графического дизайна" нами была обозначены основные стилевые направления в дизайне веб-сайтов. Выявленный в исследовании факт того, что графический язык веб-дизайна развивается под влиянием социокультурных процессов, оказывающих влияние на тенденции развития графического дизайна в целом, а также благодаря специфике самого инструмента дизайнера-графика - персонального компьютера, позволил нам определить такие направления в современном веб-дизайне, как:

* "Текстовый" дизайн;
* "Полиграфический" дизайн;
* "Интерфейсный", или юзабилити-дизайн;
* "Динамический" дизайн;
* Смешанные направления.

Дальнейшие исследования стилевых особенностей веб-сайтов показали, что эти направления находятся в русле более глобальных течений характеризующих современное состояние дизайна в интернете. Анализ значительного количества веб-сайтов, созданных за последние годы, позволяет утверждать, что создаваемые веб-сайты находятся в русле трех основных течений, условно обозначенными нами, как:

* "интерфейсный" или "унифицированный" дизайн;
* "авторский" или "альтернативный" дизайн;
* "этнический" или "региональный" дизайн.

Указанные нами модели имеют пока рабочие названия. Эти модели имеют ряд характеристик, уникальных критериев и особенностей, собственно позволяющих их обозначить.

Для наиболее распространенной сегодня модели "интерфейсного" дизайна характерны такие критерии, как: функциональность веб-сайта, однородность графического решения и шаблонность, в основе которой находиться стремление приблизить графический интерфейс веб-сайта к уже ставшим привычным для пользователей персональных компьютеров программным оболочкам. Особую роль в распространении подобной модели играет наука юзабилити (usability), регламентирующая создание удобных с точки зрения пользователей веб-сайтов. В русле этой модели создается большая часть существующих сегодня веб-сайтов. Их основной задачей по-прежнему является логичность содержания и смысл передаваемого пользователю сообщения.

Модель "авторского" или "альтернативного" дизайна характеризуется, прежде всего, нестандартностью решения как функциональной, так и графических сторон веб-сайта. Именно в этой модели используются все программные новшества и проводятся эксперименты с пользовательским интерфейсом, против которых выступают сторонники "дружественного" интерфейса. В отличие от модели "интерфейсного" дизайна здесь на первый план выступает не столько смысл самого сообщения, сколько "создание сплошной виртуальной среды, где важна сама причастность к ней… возможность получения информации как таковая важнее конкретных сообщений". На наш взгляд, именно в этой модели про-исходит апробация, а возможно и формирование основных стилей веб-дизайна.

Третья модель на сегодняшний день скорее более перспективна, чем функциональна. Это связанно с характерной для постиндустриального общества и для интернета в целом стремлению к унификации и универсализации в ущерб самоопределению и национальной идентификации. Для самой же модели характерна этнокультурологичность в формировании стилевых и коммуникативных особенностей веб-сайта. Пока что признаки подобной модели можно увидеть преимущественно в азиатских регионах интернета. Основой для этого является способ восприятия и мышления, отличный от американо-европейского, что несомненно, визуально усиливается шрифтовым своеобразием данных регионов.

С определенной долей вероятности, можно прогнозировать, что подобная модель со временем может получить дальнейшее развитие на региональных уровнях как компенсаторный фактор всеобщей глобализации и интернационализации в графическом дизайне.

Выводы:

Нами выявлено, что четкого определения стилей в веб-дизайне на сегодняшний день не существует. На возникновение и развитие стилей в веб-дизайне оказывают влияние социокультурные процессы, влияющие на тенденции развития графического дизайна в целом, а также специфика самого инструмента графика-дизайнера - персонального компьютера. В качестве рабочих моделей, влияющих на формирование стилей и направлений в веб-дизайне, нами обозначены такие модели, как: "интерфейсный" или "унифицированный" дизайн, "авторский" или "альтернативный" дизайн, "этнический" или "региональный" дизайн.

Дальнейшее исследование развития направлений и стилей в веб-дизайне видится возможным проводить в русле обозначенных нами моделей.

По материалам: http://www.i2r.ru/static/255/out_23054.shtml