Обычно, в качестве наименования домена, используется какое-либо краткое словесное обозначение, отождествляемое пользователем с владельцем домена. Как правило, это фрагмент наименования или товарного знака для юридических лиц и фамилия или псевдоним для физических лиц. Помимо этого, как те, так и другие, конечно же, регистрируют более общие наименования доменов (car.ru, sex.ru), номера своих телефонов (7855555.ru) и иные обозначения. Такие пользователи регистрируют домены для собственных нужд и именуются добросовестными.
Помимо названной категории пользователей, есть те, кого именуют международным термином – «киберсквоттеры». По сути, это сетевые деятели, пытающиеся извлечь выгоду из регистрации доменного имени, к которому не имеют ни малейшего отношения с целью его перепродажи владельцу сходного средства индивидуализации (не имеющему домена) или иному заинтересованному лицу.
Другое направление «деятельности» основано на вариантах написания того или иного домена (internet-law / internetlaw) или возможных ошибках в наборе как самого имени, так и в написании домена (skoda / shkoda, kommersant / commersant, www.lenta.ru / wwwlenta.ru). С точки зрения пользователя, это почти одно и тоже, а с точки зрения компьютера – это совершенно разные домены (в последнем примере домены второго уровня – lenta и wwwlenta ). Описанная деятельность получила название «тайпсквоттинг».
Экономический расчет прост – «человеческий» фактор имеет место и ошибки в наборе суперпосещаемых доменов буду всегда, а значит и устойчивая посещаемость доменов-двойников, на которых размещена реклама тоже будет. Реклама, размещаемая на подобных доменах вполне способна окупить затраты киберсквоттера на содержание домена, независимо от того удастся ли его когда-либо продать или нет.
Надо сказать, что киберсквоттеры стремятся к получению заветных доменов любыми путями. Причем, даже на уже зарегистрированный домен киберсквоттеры претендуют, пытаясь его заполучить, предоставляя регистраторам поддельные документы.
Из всего сказанного следует, что юридические проблемы, порожденные Интернетом, есть и в «доменной» сфере. Конфликты, связанные с доменными именами почти всегда происходят вокруг широко известных фирменных наименований, товарных знаков, фамилий людей и других средств индивидуализации физических и юридических лиц. Деятельность киберсквоттеров, которую так и называют «захватом доменов», вызывает справедливые нарекания у обладателей одноименных (сходных) средств индивидуализации. Как правило, киберсквоттер регистрирует сразу множество доменов, имеющих ценность. Официальных данных по числу киберсквоттеров нет. Их и не может быть, так как это явление не определено законодательно. Но есть статистические данные РосНИИРОС, администратора домена RU, которые позволяют косвенно судить о масштабах киберсквоттинга в России.
77,3% администраторов доменов владеют одним доменом, два доменных имени зарегистрированы на 11,2% администраторов. Тремя доменами владеют 4% администраторов, четырьмя – 2%. В ведении 1,2% администраторов находятся сразу по пять доменных имен. Свыше пяти и до двадцати доменными именами распоряжаются 3,4% администраторов, от 20 до 45 – 0,5%, от 45 до 100 – 0,1%. Лишь менее чем у 0,1% администраторов сосредоточено в одних руках свыше 100 доменов второго уровня. Максимальное число доменов, зарегистрированных на одно лицо, составляет 1047.
Использованы материалы: http://info.nic.ru