Не просто реклама.
Иметь собственный интернет-ресурс для уважающей себя компании стало правилом номер один. Однако завести сайт — это только полдела. Чтобы ресурс работал эффективно, нужно постоянно заниматься его продвижением. Пока это осознали не более 6% зарегистрированных в УрФО компаний. Однако эксперты уже отмечают всплеск интереса к сфере услуг по оптимизации сайтов.
За последний год рынок услуг по оптимизации и продвижению сайтов на Урале вырос почти на 50%. По прогнозам экспертов, в ближайшие 2-3 года следует ожидать обострения конкуренции. При этом, как отмечают участники рынка, этот процесс будет сопровождаться развитием новых технологий по продвижению и увеличением доли контекстной рекламы.
Имидж — ничто
Оптимизация страниц веб-ресурса для поисковых систем называется SEO (Search Engine Optimization). Она предполагает продвижение сайта на первые позиции в поисковых системах таких как Яндекс, Google, Рамблер, Апорт, Yahoo, Mail и т.д. По данным «Webpojects.ru», объем рынка услуг по оптимизации интернет-сайтов в России в 2007 году составил около $100 млн. В УрФО ежегодный объем рынка оценивается в 30-40 млн рублей (около $1,4 млн). «В последнее время все больше компаний начали осознавать, что сайт перестал быть только имиджевой стороной, то есть недостаточно иметь свой web-ресурс, нужно еще, чтобы о нем знали», — рассуждает директор екатеринбургской студии по разработке и оптимизации сайтов «ControlStyle» Николай Яровой. — Реклама в оффлайновых изданиях, на улицах города, в транспорте «стреляет из пушки по воробьям», поскольку нацелена на достаточно широкую аудиторию потребителей, имеющих различные интересы. SEO же является точным инструментом, позволяющим привлекать именно целевую аудиторию, так как человек, задающий конкретный вопрос поисковой машине, как правило, получает точный ответ на него».
Как показывает практика, чаще всего интернет-пользователи просматривают лишь первую страницу результатов поиска, поэтому борьба оптимизаторов идет именно за первые строчки или первую десятку. Позиции сайта в поисковых системах, а значит и его посещаемость, зависят от множества факторов, начиная с внутреннего содержания (текстов) сайта и заканчивая внешними факторами (ссылками на сайт). «В среднем, качественно оптимизированный сайт в будни посещают 200-500 уникальных посетителей. Впрочем, среднее число посетителей может сильно отличаться в зависимости от тематики сайта», — утверждает господин Яровой.
Для того, чтобы выдвинуть сайт на первые позиции, оптимизаторы используют специальные программы, которые подсчитывают количество ссылок в интернете на тот или иной ресурс. Задача оптимизаторов — разместить как можно большее количество ссылок на сайт, только в этом случае есть шанс попасть в первые строки поисковых машин. Большинство российских компаний для раскрутки сайтов используют такие программы как Page Promoter, Semonitor, а также программу CS Yazzle, разработанную екатеринбургской компанией «ControlStyle». При этом чем популярнее поисковая система, тем сложнее в ней раскрутить сайт. Наибольшим спросом на сегодняшний день пользуется «Яндекс». По данным Mail.ru его в качестве поисковика используют 56,6% пользователей. После него идет Рамблер (17,2%) и Google (15,4%). Стоимость услуг по продвижению сайта в интернете в УрФО составляет в среднем от 10 тыс. рублей в месяц в зависимости от тематики сайта, конкурентности, популярности запросов и т. д. У федеральных оптимизаторов цены на порядок выше, средняя стоимость продвижения сайта составляет от 40 тыс.рублей.
Вперед в будущее
Несмотря на то, что рынок SEO в УрФО начал активно развиваться только два года назад, и его услугами пользуются по разным данным 3-6% компаний, эксперты говорят об огромной динамике его роста. Так по данным опрошенных экспертов, в 2006 году рост рынка оптимизации в УрФО составил 20%, а за 10 месяцев 2007 года эта цифра составила 50-60%. «За прошлый год прирост выручки отдела продвижения нашей компании составил примерно 200%», — говорит директор ООО «Сумма технологий» Роман Рублевский. В то же время оценить объем рынка компаний по оптимизации сайтов участники рынка не рискуют. «Вообще довольно трудно назвать даже примерные цифры по объему рынка SEO на Урале, так как данный рынок специфичен тем, что он довольно закрыт, информацией о своих клиентах и оборотах компании не делятся ни друг с другом, ни с независимыми источниками. Кроме того, компетентными оценками объема рынка SEO на Урале никто не занимался», — говорит директор компании «Promo. Медиасайт» Евгений Летов. В УрФО раскруткой сайтов занимаются лишь несколько компаний. Так, в Екатеринбурге из более 20 компаний профессионально занимаются раскруткой только половина — «ControlStyle», «Promo. Медиасайт», «Сигмаком», «Сумма технологий», «Меноком». В среднем они ежемесячно ведут около 30 проектов. По данным компании «Webprojects.ru», средний годовой оборот российских компаний-оптимизаторов сайтов составляет $300 тыс. «Для создания SEO компании не нужны большие капиталовложения. Упор надо делать в первую очередь на кадры. Офис, компьютер, накладные расходы — вторичны, люди — первичны. Так как поисковая оптимизация это в первую очередь понимание алгоритма работы поисковых систем, и во вторую — эксперименты и их результаты над воздействием на поисковики, — рассуждает руководитель, специалист по поисковой оптимизации московской компании «Студия Рекламы «Импульс Медиа» Евгений Которов, — Можно работать удаленно, без офиса как такового, но с надлежащим контролем качества и сроков выполнения работы от сотрудников или субподрядчиков».
Правда, как отмечают участники рынка, процесс выбора компании — исполнителя услуг по оптимизации web-проектов усложняется тем, что сведений о качестве оказания услуг в области SEO на Урале довольно мало. «Продвижение сайта — достаточно молодой вид услуги, и для многих потенциальных заказчиков абсолютно непонятен. Этим пользуются многие начинающие SEO-компании, которые привлекают заказчика низкими ценами, но сами рекламные кампании в таком случае часто оказываются неэффективными», — рассказали в компании «Меноком». «В Екатеринбурге порядка 20-40 компаний заявляют о такой услуге, как продвижение сайтов. Часть из них вообще не имеет представления о том, что такое SEO и вводят в заблуждение своих клиентов, другая же часть просто являются партнерами «Яндекса» и предлагают услуги по размещению контекстной рекламы, бюджеты на которую, как правило, на порядок выше, чем бюджеты на поисковую оптимизацию», — подтверждает Николай Яровой.
Битва за место
SEO-компании прогнозируют бурный рост рынка на Урале в ближайшие два-три года. Топовые места в поисковых системах уже активно занимают компании, специализирующиеся на недвижимости, туризме, рекрутинге, транспортных перевозках. «Сегодня конкуренция по уральским результатам поиска среди сайтов с одинаковыми тематиками мала, а завтра уже нет. Мы наблюдали как в начале 2006 года тематика “Недвижимость Екатеринбурга” стала суперконкурентной. Если раньше мы легко попадали в первую тройку результатов поиска и держались там, то теперь нужно постоянно проводить мероприятия по поддержке результатов», — рассуждает Евгений Летов. Чаще всего к услугам по продвижению сайтов обращаются компании, специализирующиеся на недвижимости, туризме, рекрутинге, продаже автомобилей и транспортных услугах. Первые места в поисковике по этим темам, на Урале уже распределены, поэтому раскрутить их будет стоить гораздо дороже — около 20 тыс.рублей, в зависимости от поисковика, темы и т.д. В то время как продвижение сайтов с менее популярной тематикой — от 10 тыс.рублей.«Конкуренция за такие перспективные направления между оптимизаторами становится все более высокой, в этом случае уже идет битва бюджетов — кто больше платит, тот и занимает топовые позиции», — рассуждает Николай Яровой. Впрочем, по его словам, существуют и нишевые тематики, конкуренция в которых была и будет достаточно небольшой.
Еще одна тенденция — это поиск новых технологий в работе SEO в связи с обострением отношений с поисковыми компаниями. До недавнего времени на «Яндексе» можно было воспользоваться операторами link и anchor, которые располагались в поисковике по результатам запроса. Они позволяли подсчитать количество ссылок на определенный сайт и во многом упрощали работу оптимизаторов. Однако недавно эта крупнейшая российская поисковая система приостановила работу данных операторов. Это решение в пресс-службе «Яндекса» мотивировали тем, что программы, которые пользуются операторами link и anchor, «ухудшают качество поиска и тем самым вредят нашим пользователям». Как говорят оптимизаторы, по всей видимости это значительно затруднило работу по продвижению web-ресурсов. Противостояние между оптимизаторами и «Яндексом» прогнозируется игроками и в дальнейшем. Руководитель отдела рекламы студии «Меноком» Алексей Чернухин: «Главный “источник привлечения целевых посетителей” — поисковая система “Яндекс”, и дальше будет затруднять работу оптимизаторов, как она это сделала, отменив оператор link. Это приведет к увеличению доли контекстной рекламы и уменьшению доли поисковой оптимизации на рынке. Большинство компаний, занимающихся SEO лишь поверхностно, будут вынуждены уйти с рынка, в результате чего останутся компании, в которых работают наиболее опытные и профессиональные оптимизаторы». С ним соглашается и директор компании «Promo. Медиасайт» Евгений Летов: «С усложнением алгоритмов крупнейшего поискового игрока “Яндекс” оптимизировать сайты мелким компаниям и фрилансерам станет всё сложнее. Однако это не смущает игроков рынка. Проникновение интернета усилится, посетители поисковых систем самые мотивированные, а значит SEO, рассчитанное именно на целевую аудиторию, будет популярно еще долгое время». Несколько иное представление о противостоянии между оптимизаторами и поисковыми системами озвучил господин Яровой: «Несмотря на громкие заявления как оптимизаторов, так и, порой, пресс—службы “Яндекса”, нам кажется, что в будущем противостояние оптимизаторы-поисковики ослабнет, а SEO будет представляться, как некая золотая середина, учитывающая интерес как поисковых систем, так и профессиональных игроков на рынке поисковой оптимизации».