Исследование аудитории поисковых систем 2006
Прислано admin на Декабря 20 2006 16:10:31

В процессе тестирования обновленной версии аналитической системы Arton SiteReport специалистами агентства Артон Консалтинг было проведено исследование, которое отражает особенности пользователей поисковых систем в российском сегменте сети интернет.

Исследование является максимально показательным для двух групп сайтов: московских риэлтерских агентств и московских автосалонов.

Параметры исследования:

Выборка 110 000 человек, пришедших на исследованные сайты в результате набора запросов на поисковых системах
Сайты категорий - московские риэлторские агентства, московские автосалоны
Исходные данные лог файлы сайтов
(система Arton SiteReport)
За период 1-31 августа 2006 года
Исключая заходы с поисковой рекламы
Под качественной аудиторией понимались люди, пришедшие с поисковой системы в результате запроса ключевого слова и просмотревшие как минимум три разных (уникальных) страницы на сайте.

Основные результаты исследования:

1) Популярность поисковых систем (доля каждой системы в общем поисковом трафике)



Сложность оценки доли поисковой системы в общем поисковом трафике заключается в том, что у каждого сайта существует свой набор ключевых и не ключевых запросов, а также свой рейтинг в результатах выдачи поисковой машиной.

Для того, чтобы сбалансировать получившийся значительный разброс показателей мы дополнительно проанализировали доли поисковых систем при запросе заведомо ключевых слов (названий фирм, владельцев сайтов) при условии, что они попадали на первые строки в поисковых выдачах. Все полученные результаты были сопоставлены и выведено среднее взвешенное значение доли каждой поисковой машины.

Далеко не секрет, что первые два места в списке наиболее популярных поисковых систем занимают Яндекс и Рамблер. Причем согласно данным исследованиям имеется явный «перевес» в сторону Яндекса (3:1 в среднем по оцениваемым сайтам). Однако этот показатель может варьироваться в довольно широких пределах, что обусловлено многими факторами, в том числе связанными с характеристиками целевой аудитории.

Можно отметить интересный момент: MSN опережает (или, по крайней мере, идет вровень) с Aport, а Google обосновался на третьем месте по популярности поисковых систем, с которых приходили посетители оцениваемой группы сайтов. Это говорит о том, что «интернациональные» поисковики составляют конкуренцию «российским» поисковикам «второго» эшелона. Впрочем, отрыв от первого «эшелона» довольно значителен, поэтому говорить о них как о реальном инструменте массового привлечения аудитории пока не приходится.

Практическая полезность:

Ни для кого не секрет, что у различных оптимизаторов с разной вероятностью удается достигнуть верхних позиций в результатах поиска. Одним агентствам проще завоевывать рейтинг в Рамблере, другим в Яндексе и т.д. Во многом от этого зависят доли трафика с поисковых систем для каждого конкретного сайта.

Результаты проведенного исследования позволяют понять, на сколько полно использован потенциал той или иной поисковой системы в каждом конкретном случае. К примеру, если доля Яндекса в посещаемости сайта какого-либо московского автосалона составляет 80% от всего поискового трафика, значит, было недостаточно уделено внимания работе с другими поисковиками.

2) Качество аудитории поисковых систем



Результаты:

По показателю глубина просмотра наиболее качественной аудиторией являются пользователи Рамблера. Наименее качественной – пользователи Google.

В рамках исследованной группы сайтов показатель «глубина просмотра сайта 3+» является наиболее универсальным. Все сайты содержат множество страниц с информацией, высоко востребованной у целевой аудитории.

Необходимость подобного сравнения вызвана тем, что существует сомнение в достаточности сравнения доли поисковых систем только по показателю «количества заходов». Люди могут случайно попадать на сайт и сразу же уходить с первой страницы.

В результате построения рейтингов поисковых систем на основании качества аудитории отрицательную динамику показал Google – если его доля по посещаемости в среднем находилась на уровне 8%, то его доля в качественной посещаемости снижалась до 6-7% относительно остальных поисковых систем. В то же время Рамблер в большинстве случаев демонстрировал положительную тенденцию по данному показателю.

Средняя доля «качественных посетителей» пришедших с поисковых систем составляет около 70%, и этот показатель достаточно стабилен для всех сайтов из группы. При этом можно отметить, что он близок к аналогичному показателю аудитории, пришедшей по ссылкам с других сайтов (всех опознанных сайтов не являющихся рекламой или поисковыми системами). Показатель качества аудитории у этой группы привлечения аудитории на сайт выше, чем у посетителей «ручного ввода» и посетителей, привлеченных по рекламе в интернете.

3) Расширенный поиск и дополнительные поисковые инструменты

Результаты:

Всего 1,3% человек пользовались хотя бы одним из дополнительных поисковых инструментов:
- расширенный язык запросов
- географические сортировки (поиск по региону)
- сохраненные версии документов
- поиск в рамках одного сайта
- поиск похожих документов
- поиск через форму «расширенного поиска»

В процессе обработки данных мы наблюдали, что пользователи интернета с бОльшим предпочтением меняют ключевой запрос и проводят по нему новый поиск, нежели используют дополнительные возможности, представляемые всеми поисковыми системами.

4) Доля заходов на сайт по запросам, не попавшим в первую 10ку результатов поиска



Результаты:

Для автомобильной тематики: 15% и более заходов по ключевым словам, не попавшим на первую страницу результатов поиска.

Для недвижимости: 20% и более.

По всем сайтам наших клиентов, которые попали в обсчет, были проведены работы по их приведению в соответствие с требованиями поисковых систем. Делалось это различными организациями и с разной результативностью.

В этой связи для наиболее удачных с точки зрения поисковой оптимизации сайтов доля трафика с первых страниц результатов поиска составляет более 80% от всей поисковой посещаемости. Для менее удачных сайтов эти показатели могут быть в 2-3 раза ниже.

Доля заходов составляет от 15 до 20 % и более в зависимости от группы сайтов. На практике означает, что «не первые» страницы результатов поиска являются вполне «рабочим» источником аудитории. При этом указанные величины получены на сайтах с качественно проведенными результатами по оптимизации страниц под поисковые системы (под многие целевые запросы сайты находятся в первой десятке). При этом какой-либо существенной разницы в качестве между посетителями с первой и других страниц не наблюдается.