После стольких явно отрицательных комментариев этого проекта хотелось бы высказать несколько иное суждение об этом документе и не ругать его, по крайней мере сразу, а объективно подойти к его проблемам, недостаткам и тем вещам, которые должны быть в этом нормативно-правовом акте.
Во-первых, следует выделить концептуальные моменты, которые нашли свое отражение в проекте:
1. Впервые в нормативно-правовом акте вводится интернет-терминология.
2. Введение деления сайтов на официальные и неофициальные.
3. Требование для определенного вида предприятий иметь официальные сайты.
4. Требование для официальных сайтов находиться на территории Российской Федерации.
По первому пункту: это хорошо, что даны определения сайта, сервера, провайдера и т.п. Однако, необходимо четко определить, что же определяют все эти термины, поскольку они в самом положении не всегда сочетаются, не говоря уже о других нормативно-правовых актах. К тому же совершенно забыты домены второго уровня и соответственно возникает масса вопросов: а может ли "официальный сайт" быть на домене второго уровня или ему необходимо свое собственное доменное имя, в том понимании как это указано в части 2 пункта 1 положения?
По второму: непонятен смысл разделения сайтов на официальные и "неофициальные". Если это сделано для того, чтобы на официальных сайтах была "официальная" информация, и даже предусматривается ответственность за какие-либо нарушения этой "официальности", то где ответственность за эти нарушения и где механизм подтверждения этой информации. Если подразумевается, что такие меры будут только для официальных сайтов, то почему такая дискриминация. А в этом документе неплохо было бы предусмотреть процедуру фиксации информации, находящейся на сайте (причем неважно официальный он или не очень). Сейчас это более важная проблема, на мой взгляд, чем вопрос кто будет регистрировать домены.
Еще одно замечание, если сайт относится к официальным только когда указаны реквизиты и наименование юридического лица, то что получается, что весь российский интернет признается анонимным и, как следствие, незаконным, поскольку называть себя это все-таки составляющая правил хорошего тона, а кроме того, российское законодательство о защите прав потребителей требует обязательного указания информации о продавце, товаре, услуге и т.п. Кстати, а что считать реквизитами юридического лица?
По третьему: А почему именно этот круг предприятий ДОЛЖЕН иметь сайты. Может быть не стоит смешивать право и обязанность. Почему бы сюда не внести подобную обязанность для всех органов государственной власти? И по поводу обязательного представления информации, является ли размещение информации на официальном сайте "официальным"? Т.е. будет ли выполнено требование законодательства об обязательном опубликовании ряда сведений, если компания разместит эту информацию только на своем официальном сайте? Я думаю, что от этого сей проект еще далек. Так вот, требование об обязательном наличии сайтов будет иметь смысл только тогда, когда размещаемая на них информация будет достаточно официальной со всех точек зрения.
Четвертое, и единственное, что я могу безоговорочно поддержать, это то, что все домены RU, должны находиться в России. Ну а если кто-то хочет держать домен в США или где угодно, то пожалуйста пусть использует COM, NET или что-либо еще. Ситуация, когда сайты одного государства фактически находятся на территории другого, мягко говоря просто странная. Законодательством какой страны должна регулироваться в таком случае их деятельность? Чтобы не было различных коллизий каждое уважающее государство должно решить для себя эту проблему. И шаг российских властей по упорядочиванию использования принадлежности к российскому государству должен только приветствоваться. Если кто-то считает, что в этом ущемляются какие-либо возможности, то никто не запрещает использовать или международные домены или домены других стран, если это не противоречит их нормам.
Еще несколько слов по поводу норм международного права. Почему-то все сразу же заявили о противоречии положения международному праву. А каким нормам противоречит проект? Кто-нибудь может назвать? Или противоречие только в том, что оно распространяется на иностранных лиц? Я думаю, ни у кого не возникает вопросов, когда иностранные лица регистрируют предприятия, совершают сделки и вообще ведут любую деятельность в России в соответствии с российским законодательством. Это так называемый "национальный режим", который предоставляется всем иностранным лицам, участвующим в гражданско-правовом обороте какого-либо государства. Т.е. все лица участвуют в гражданско-правовых отношениях в этом государстве на одинаковых условиях независимо от их гражданской принадлежности. И в данном случае, если иностранное лицо будет регистрировать российский домен, то естественно регистрация будет по российским нормам, причем независимо от того где находится это лицо.
А сейчас о более конструктивных вещах, которые должны быть решены в этом положении:
1. Требуется дать четкие определения всех применяемых терминов, причем в соотношении с уже действующим законодательством, а если вводить новую терминологию, то ее определения должны хотя бы соотноситься сами с собой.
2. Следует решить, есть ли смысл вводить понятие "официальный сайт" и устанавливать время (заранее нереальное) для создания сайтов всеми компаниями. Я полагаю, что любой сайт должен рассматриваться официальным, с точки зрения, что вся информация размещенная на сайте должна считаться обнародованной официально. И кроме того, должен быть предусмотрен механизм официального подтверждения факта, места и времени размещения этой информации.
3. Следует определить соотношение понятий доменное имя, фирменное наименование и товарный знак. Может быть это и нельзя полностью решить в таком документе, но сделать некоторые шаги в направлении решения этой проблемы стоит.
Ну в общем вместо того, чтобы критиковать, лучше бы реально оценить этот документ и внести в него именно то, что нужно для российских пользователей. А для этого желательно решить некоторые принципиальные вещи, и исходя из этого дорабатывать, изменять и улучшать этот проект.