Центризбирком было решил, что Интернет – это СМИ. Но затем быстро передумал...
Прислано admin на Декабря 20 2006 15:39:44

Центризбирком было решил, что Интернет – это СМИ. Но затем быстро передумал...

Что случилось?


Заявление председателя Центральной избирательной комиссии Александра Вешнякова о том, что в ходе кампании по выборам Президента Интернет будет рассматриваться как средство массовой информации, а к создателям сайтов в случае нарушения ими избирательного законодательства будут применяться те же штрафные санкции, что и к другим СМИ, прозвучало 19 декабря прошлого года. Шаткость этой позиции стала очевидна уже через несколько недель, 25 января, когда после встречи с главными редакторами ряда печатных СМИ Александр Вешняков фактически дезавуировал ее: “рассматривать Интернет как средство массовой информации в чистом виде у нас действительно нет достаточных правовых оснований”. Правда, председатель Центризбиркома сразу оговорился, что “по ряду пунктов предвыборного законодательства к владельцам сетевых изданий все-таки можно предъявить претензии – такого же содержания как и к СМИ”.

Что говорит Закон о СМИ?

Правовая основа — хотя и далеко не совершенная — для того, чтобы рассматривать некоторые Интернет-страницы в качестве СМИ, существует в России с 1991 года. Закон “О средствах массовой информации” оставляет список типов СМИ открытым. Согласно статье 2 этого Закона под “средством массовой информации”, помимо традиционных его видов, таких, как “периодическое печатное издание, радио-, телепрограмма”, может пониматься и любая “иная форма периодического распространения массовой информации”. Что понимается под “иными средствами массовой информации” конкретизируется в статье 24 Закона. Данная статья упоминает о “периодическом распространении тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных”, а также о “периодическом распространении массовой информации через… телекоммуникационные сети”. И в первом и во втором определении несложно узнать ряд признаков, присущих Интернет-страницам.

Однако, как уже было сказано, это вовсе не значит, что проблем с отнесением Интернет-страниц к “иным средствам массовой информации” не существует. Так, например, присутствующий во всех определениях СМИ термин “периодическое” распространение массовой информации, обязательный для того, чтобы отделить СМИ от не-СМИ, часто не согласуется с практикой обновления Интернет-страниц. Их содержание чаще всего обновляется не сразу и целиком, как в случае с печатными изданиями, радио- и телепрограммами, а понемногу, но постоянно. Таким образом, порой бывает невозможно отделить один “номер” (выпуск) Интернет-страницы от другого.

Поэтому, по мнению Центра “Право и СМИ” однозначно распространять правовой статус “средства массовой информации” на сегодняшний день можно, в основном, на те Интернет-страницы, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. С начала 1997 года это ведомство выдало свидетельство о регистрации “иного средства массовой информации” создателям примерно двух десятков Интернет-страниц.

Что говорит Закон о выборах?

Нормы закона “О выборах Президента Российской Федерации”, регулирующие распространение информации во время предвыборной кампании, по мнению Центра “Право и СМИ”, можно условно разделить на три группы.

К первой из них относятся те статьи, в которых регламентируется деятельность “редакций периодических печатные издания” и “организаций, осуществляющие теле- и (или) радиовещание”; такие нормы на Интернет-страницы не распространяются. Это, в частности: пункты 7, 8 ст.12 (“Система и статус избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации”); подпункт “е” пункта 4 ст.35 (“Обеспечение равного статуса кандидатов”); пункт 2 ст.44 (“Предвыборная агитация и формы ее проведения”); ст.47 (”Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые зарегистрированными кандидатами для проведения предвыборной агитации”); ст.48 (“Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях”); ст.49 (“Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио”); ст.50 (“Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания”); пункты 4, 6 ст.53 (“Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации”); пункт 6 ст.58 (“Отчетность по средствам избирательных фондов”); пункт 3 ст.75 (“Опубликование итогов голосования и результатов выборов Президента Российской Федерации”).

Другая группа охватывает статьи, субъектами которых являются “средства массовой информации”; установленные в них требования и запреты во всех случаях могут быть применены к Интернет-страницам, имеющим свидетельство о регистрации средства массовой информации, что же касается остальных сайтов, то, хотя их отнесение к “средствам массовой информации” и может вызвать определенные проблемы, в принципе, эта задача решаема. К таким нормам относятся: пункт 3 ст.8 (“Право на предвыборную агитацию”); пункты 1, 5-7, 13 ст.21 (“Гласность в деятельности избирательных комиссий”); пункты 3, 6 ст.40 (“Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов”); ст.46 (“Опросы общественного мнения”); пункты 1, 2, 4 ст.75 (“Опубликование итогов голосования и результатов выборов Президента Российской Федерации”); подпункт “ж” пункта 3 ст.80 (“Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата”).

Наконец, третья группа норм избирательного законодательства устанавливает общие требования или запреты, связанные с распространением в течение предвыборной кампании той или иной информации. Поскольку субъект в этих нормах не конкретизирован, их соблюдение создателями Интернет-страниц обязательно вне зависимости от того, зарегистрированы ли эти страницы как средства массовой информации. К подобным нормам следует отнести: пункт 2 ст.8 (“Право на предвыборную агитацию”); пункт 5 ст.40 (“Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов”); пункт 3 ст.44 (“Предвыборная агитация и формы ее проведения”); пункты 1, 2, 4 ст.45 (“Сроки проведения предвыборной агитации”); пункты 1-3, 5, 7 ст.53 (“Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации”); подпункт “б” пункта 8, пункт 9 ст.55 (“Избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов”); подпункт “б” пункта 2, пункт 4 ст.80 (“Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата”); подпункты “е”, “з”, “и”, “п” пункта 1 ст.82 (“Ответственность за нарушение избирательных прав граждан”).

Как будет развиваться ситуация?

Видимо, Центральная избирательная комиссия на сегодняшний день все же не готова к тому, чтобы во время кампании по выборам Президента регулировать деятельность Интернет-страниц так же, как она регулирует деятельность редакций “традиционных” средств массовой информации. Но до следующих федеральных выборов ситуация может кардинально измениться. Государство не будет бесконечно мириться с тем, что распространение информации в Интернете, в том числе во время избирательных кампаний, происходит вне всякого правового регулирования. Одним из вероятных вариантов развития ситуации является внесение в законы “Об основных гарантиях избирательных прав…”, “О выборах депутатов…” и “О выборах Президента Российской Федерации” поправок, дополняющих те статьи, которые сегодня регулируют распространение информации лишь через “традиционные” СМИ новым субъектом – “Интернет-страницей”, “сетевым” или “иным” средством массовой информации”.

Одновременно Госдума займется разработкой специального закона об Интернете. На сегодняшний день в рабочую группу по подготовке такого законопроекта входят депутаты Госдумы третьего созыва Константин Ветров (председатель Комитета по информационной политике), Николай Булаев, Татьяна Астраханкина, Александр Кравец, Валерий Комиссаров, Борис Резник (все – заместители председателя Комитета по информационной политике) и Олег Финько (член Комитета по энергетике, транспорту и связи, экс-председатель Комитета по информационной политике и связи). В качестве основных проблем, которые должен урегулировать этот закон, были определены: безопасность персональных данных, защита от информационных атак на ”почтовые ящики”, охрана интеллектуальной собственности, а также Интернет-торговля и другие вопросы, связанные с экономическими отношениями в Интернете. Однако, не исключено, что в данном законопроекте может быть сделана попытка разрешить и проблемы распространения массовой информации.

Кроме того, по всей видимости, будет продолжаться начатая еще летом 1999 года работа по подготовке постановления Правительства о сетевых средствах массовой информации (проект Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) или о государственной регистрации доменных имен (проект Министерства связи).

Много интересного по правовой стороне интернета вы можете найти по адресу: http://www.internet-law.ru