Известный всей веб-дизайнерской тусовке, популярнейший Артемий Лебедев (www.artlebedev.ru и www.tema.ru) является, наверное, самой обсуждаемой и цитируемой личностью веб-дизайна России, объектом ненависти, обожания, подражания (вплоть до прямого вороства идей и результатов) и так далее и тому подобное. Нет смысла перечислять все мнения, достаточно заглянуть, например, на страницу "Про Артемия Лебедева" сайта www.lovehate.ru, чтобы составить полное представление об их диапазоне. Кто же такой Артемий Лебедев? Давайте разбираться.
Родился он в 1974 году (по материалам старенькой статьи из газеты "Ведомости", доступной на специально созданном кем-то домене www.artemylebedev.com). Жил и учился, как все советские дети, за исключением одного года, проведенного в США. Ранние годы Лебедева покрыты мраком, сам он говорит буквально следующее "...детства я не помню, до 18 лет плевал в потолок, читал книжки и ничего не делал". Лукавит, конечно. Если пытаться восстановить картину его детства по современному психологическому портрету, то напрашиваются две наиболее вероятных гипотезы:
1) Лебедев - жесткий лидер стихийных детских коллективов и 2) Лебедев - заложник своей неконтактности (отчасти вызванной объективно существующей исключительностью), возможно, даже жестоко травимый теми самыми стихийными детскими коллективами. Любовь к Московскому метро, фраза "ясли и детский сад не посещал", избирательная "амнезия" и всякие мелочи, например, неприятие мини-юбок, однозначно говорят в пользу второй гипотезы, которую лично я и принимаю, как наиболее вероятную. Отталкиваясь от образа весьма и весьма умного мальчика, не сумевшего реализоваться в детском коллективе и настроившего себя на месть своим обидчикам (разумеется, бескровную - он интеллигентен), мы можем, наконец, понять, что и в настоящее время Лебедев продолжает оставаться в подчинении у своей концепции жизни, которая заключается в том, что не найдя контакта с миром, он пытается возвыситься над ним (тяжкий крест, между прочим). Разумеется, это только предположения, но они объясняют поведение Лебедева хотя бы частично.
Если перейти от гипотетических предположений к фактам, то мы увидим, что Лебедев - очень деятельный, трудолюбивый (несмотря на кокетливые заявления о своей лени), образованный и умелый в самом широком смысле этого слова человек. Правда, и образование и умения выглядят очень поверхностными, поэтому часто не выдерживают критики со стороны узких профессионалов. Лебедев очень смел и решителен, и только человек, "не нюхавший пороху", может пренебрежительно относиться к истории с фальшивым портфолио. В любом случае, это портфолио нужно было создать хотя бы на бумаге и очень убедительно подать. Впечатляет его манера знакомства (я имею в виду известную фразу "Ваша визитка - г**но"). Кто из нас смог бы сказать такое, например, директору Ярославского шинного завода при первой же встрече? Кроме того, Лебедев отлично "держит удар", например, в статье из газеты "Коммерсантъ Daily" описывается его беседа со специалистами из ЛОМО на тему промдизайна. Представьте себе ситуацию - вы приходите на беседу с людьми, которые настроены очень, мягко говоря, скептично, кроме того, вы прекрасно понимаете, что вокруг враги (в среднем Лебедева ненавидят, я думаю, больше и сильнее, чем любят), поэтому любой ваш промах будет радостно обсуждаться. Так вот, вы приходите и начинаете убеждать людей, которые заранее знают результат беседы, в том, что они ошибаются, а они лениво отмахиваются, так как им по определению неинтересно, что вы говорите. Представьте себе эту ситуацию во всех красках, и у вас вспотеют ладони и задрожат колени. Лебедев же все это выдерживает, тогда как нормальный человек стушевался бы после первого негативного ответа. Мне кажется, только Лебедев с его напором может сделать рынок промдизайна открытым и общедоступным, как, в свое время, он почти единолично создал рынок веб-дизайна. Другой вопрос, что промдизайнер из него, на мой взгляд, никакой, и это злобно подметят все, кто несколько лет спустя будет работать на созданном им рынке (если, конечно, у него получится) за меньшие, чем у него, гонорары. Неблагодарные...
Особенности характера Лебедева накладывают отпечаток и на его стиль. Я не считаю его сайты лучшими и не понимаю, например, студию [YAR]DИЗАЙН, которая украла у него пиктограммы и стиль подписи (можно посмотреть, например, на сайте Maxima). Ничего особенного в них нет, и они (перефразируя высказывание самого Лебедева) хороши только тем, что стоят на хороших сайтах, сделанных в его студии. Мне кажется, есть два фактора, влияющих на качество и стиль его работ. Во-первых, Лебедев имеет громадный авторитет в веб-кругах, поэтому он может давить на "слабых" заказчиков, что делает некоторые его сайты унифицированными и однообразными-скучными, так как они выражают концепцию самого Лебедева, а не концепцию заказчика. Во-вторых, Лебедев, несмотря на активно используемое им слово "арт", имеет сугубо технический стиль мышления, и артом в его работах почти "не пахнет". Строго говоря, его работы в большей степени являются изобретениями, чем творениями. Создается впечатление, что, несмотря на то, что в описаниях своих проектов он фигурирует как арт-директор, он по-прежнему вникает в технические детали, несмотря на наличие коллектива из 130 человек - уж слишком явно виден его личный стиль. Отсутствие арта в жизни и работе Лебедева косвенно подтвеждается и фразой со страницы "Два слова о себе" его персонального сайта: "я не читаю практически ничего, кроме нехудожественной литературы на английском языке". Мне кажется, что именно его склонность к логическому мышлению и выстраиванию многочисленных внутренних систем сводит большую часть его работ к механистичным и скучноватым образцам, которые так любят критиковать его многочисленные оппоненты.
Все это, конечно, не делает его менее талантливым в моих глазах и менее востребованным на рынке, потому что, положа руку на сердце, заметим, что арт в российской сети и не нужен. Более того, я допускаю, что при наличии доминирующего спроса на арт-направление дизайна, Лебедев бы успешно перестроился и жил бы не хуже, чем он живет сейчас. Впрочем, вопрос о том, насколько хорошо он живет, остается открытым, поскольку мы знаем о его доходах в основном с его слов, а уровень его амбиций вполне может привести к преувеличениям, кроме того, публичное завышение цен и доходов - хороший PR-ход.
Еще один часто обсуждаемый вопрос - моральный облик гражданина Лебедева. Вопрос действительно кажется спорным, так как, кроме подложного портфолио, Студия Лебедева замечена еще и в захвате доменов, что в совокупности позволяет оппонентам заявлять, что Лебедев нарушает этику рынка веб-дизайна. Я уверен, что Студия Лебедева всегда действует в рамках закона, и это главное, так как нелепо обвинять создателя и первого (я имею в виду хронологическое первенство) игрока рынка веб-дизайна в нарушении этических норм этого самого рынка. Кроме того, мне кажется, что эти обвинения исходят от людей, которые не имеют ни портфолио, ни денег на регистрацию и поддержку доменов. В любом случае, в обоих вышеописанных "преступных эпизодах" речь не идет даже об использовании преимуществ лидирующего положения на рынке, так как и домены и прием использования подложного портфолио доступны всем без исключения.